Доступная среда
Инфраструктура, приспособленная для занятий инвалидов и лиц с ограниченными возможностями (ОВЗ)
Специально оборудованные учебные кабинеты
Сведения о наличии специально оборудованных учебных кабинетов, в том числе приспособленных для детей-инвалидов Для реализации образовательно-воспитательной деятельности в МДОАУ № 175 оборудованы 11 групповых ячеек. Каждая группа имеет свой номер, который облегчает узнаваемость группы для обучающихся (воспитанников), в том числе для детейинвалидов. В состав каждой групповой ячейки входит: 1. Приемная - предназначена для приема детей и хранения верхней одежды.
Приемные оборудованы шкафами для верхней одежды детей и персонала. Шкафы для одежды и обуви оборудованы индивидуальными ячейками – полками для головных уборов, крючками для верхней одежды и полкой для обуви. Каждая индивидуальная ячейка маркируется в соответствии со списочным составом группы общеразвивающей направленности для детей в возрасте от 1,5 до 7 лет. В образовательных целях приемная используется для формирования умений одеваться и раздеваться, воспитания опрятности (алгоритм одевания, дидактическая кукла с набором одежды по сезонам).
В приемной расположены информационные стенды для родителей (законных представителей) (например: «Для Вас, родители»), в которых расположен
информационный материал для родителей, консультации, рекомендации специалистов, выставки детских работ с целью развития художественно- стетического вкуса, повышения уверенности каждого ребенка в своей индивидуальности, непохожести на других детей.
2. Туалетная совмещенная с умывальной комнатой – где установлены умывальные раковины с подводкой горячей и холодной воды для детей, рядом с
умывальниками установлены вешалки для детских полотенец по количеству обучающихся (воспитанников), кроме того, в туалетных установлены душевой поддон, умывальная раковина для персонала, шкафы для уборочного инвентаря. В образовательных целях размещен алгоритм мытья рук для формирования культурногигиенических навыков.
3. Спальня – предназначена для организации дневного сна детей. В спальнях расставлены кровати. Дети обеспечены индивидуальными постельными
принадлежностями, полотенцами, предметами личной гигиены. Постельное белье маркируется индивидуально для каждого ребенка. 4. Групповая комната - предназначена для проведения игр, занятий и приема пищи. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного пространства МДОАУ № 175 и группы, материалов, оборудования инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с
особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления здоровья детей, учета особенностей их развития, в том числе для детей-инвалидов.
Во всех группах оборудована зона приема пищи (столы по количеству детей, посуда индивидуально каждому ребенку, столы и стулья промаркированы и соответствуют росту детей по СанПиН).
Развивающая предметно-пространственная среда МДОАУ № 175 обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения. Развивающая предметнопространственная среда отвечает актуальным принципам: содержательно-насыщенная, трансформируемая, полифункциональная, вариативная, доступная и безопасная. Образовательная среда предполагает специально созданные условия, такие, которые необходимы для полноценного проживания ребенком дошкольного детства. Для обеспечения эмоционального благополучия детей обстановка в детском саду располагающая, почти домашняя, поэтому дети быстро осваиваются в ней, свободно выражают свои эмоции. Ребенок чувствует себя комфортно и свободно. Комфортность среды дополняется ее художественно-эстетическим оформлением, которое положительно влияет на ребенка, вызывает эмоции и неповторимые ощущения. Для развития самостоятельности обучающихся (воспитанников) предметнопространственная развивающая среда состоит из различных уголков, которые дети выбирают по собственному желанию. Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей. Все предметы доступны детям. Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса. При создании предметно-пространственной развивающей среды учитывается гендерная специфика и обеспечивает среду специфичным материалом для девочек и мальчиков. Наиболее педагогически ценными являются игрушки, обладающие следующими качествами: полифункциональностью – игрушки могут быть гибко использованы в соответствии с замыслом ребенка, сюжетом игры в разных функциях. Тем самым, игрушка способствует развитию творчества, воображения, знаковой символической функции мышления и др.; возможностью применения игрушки в совместной деятельности – игрушка должна быть пригодна к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера) и инициировать совместные действия – коллективные настройки, совместные игры и др.;
дидактическими свойствами – эти игрушки должны нести в себе способы обучения ребенка конструированию, ознакомлению с цветом и формой и пр.,
могут содержать механизмы программированного контроля, например, некоторые электрифицированные и электронные игры и игрушки; являются средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщают его к миру искусства и знакомят его с народным художественным творчеством. При подборе материалов и определения их количества педагоги учитывали: количество детей в группе, площадь групповых. Развивающая предметно-пространственная среда выступает как динамичное пространство, подвижно и легко изменяемое. В целом принцип динамичностистатичности касается подвижности игровых пространств, вариантности предметных условий и характера детской деятельности. Определенная устойчивость и постоянство среды – это необходимое условие ее стабильности, привычности, особенно, если это касается мест общего пользования Для детей младшего возраста педагог регулярно обновляет игровую среду (постройки, игрушки, материалы и др.), чтобы пробудить у малышей желание ставить и решать игру.
В старшем дошкольном возрасте педагог заботится о разнообразии и полифункциональности предметной среды, которая пробуждает активное воображение
детей, и они всякий раз по-новому перестраивают имеющееся игровое пространство, используя гибкие модули, ширмы, занавески, кубы, стулья. Трансформируемость предметно-игровой среды позволяет ребенку взглянуть на игровое пространство с иной точки зрения, проявить активность в обустройстве места игры и предвидеть ее результаты. Пространство группы организовано в виде хорошо разграниченных зон («центров» или «уголков», оснащенных большим количеством развивающих материалов (игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование, книги и пр.). Все предметы доступны детям. Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагог дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.
Развивающая предметно-пространственная среда выступает как динамичное пространство, подвижное и легко изменяемое. В целом принцип динамичностистатичности касается степени подвижности игровых пространств, вариантности предметных условий и характера детской деятельности. Вместе с тем, определенная устойчивость и постоянство среды – это необходимое условие ее стабильности, привычности, особенно если это касается мест общего пользования.
Объекты для проведения практических занятий
Сведения о наличии объектов для проведения практических занятий, в том числе
приспособленных для детей-инвалидов
В МДОАУ № 175 оборудованы следующие учебные помещения, предназначенные для проведения практических занятий, в том числе для детейинвалидов:
- музыкальный зал;
- физкультурный зал;
- методический кабинет.
Музыкальный зал
Музыкальный зал предназначен для проведения музыкальных занятий с группами детей всех возрастов и индивидуальной работы, праздников, развлечений, спектаклей, в том числе с детьми – инвалидами, а также с участием семей воспитанников. В музыкальном зале в достаточном количестве имеются качественные музыкальные игрушки, инструменты, дидактические пособия, театральные костюмы и атрибуты, позволяющие организовывать различные виды музыкально-художественной деятельности. Техническое оборудование музыкального зала соответствует современным требованиям: музыкальный центр, проектор, экран, и другое оборудование. Созданная развивающая музыкально - предметная среда не только позволяет успешно реализовать
программу музыкального воспитания дошкольников, но и способствует реализации индивидуальных интересов, склонностей и потребностей детей, в том числе детей инвалидов.
Физкультурный зал
Физкультурный зал МДОАУ № 175 занимает отдельное помещение и предназначен для проведения утренней гимнастики, физкультурных занятий, праздников,
физкультурных досугов, соревнований, в том числе с детьми-инвалидами, а также с семьями воспитанников.
Оборудование спортивного зала включает:
- оборудование для профилактики плоскостопия, осанки (массажные дорожки,
ребристые доски, массажные мячи, фитобол, дорожки со следами и другое);
- спортивное оборудование (скамейки, «шведская стенка», батуты, велотренажер,
мягкие спортивные модули, маты мягкие, коврик для кувыркания и другое);
- игровое спортивное оборудование (кольцеброс, оборудование для игр с мячом и
другое);
- разнообразный спортивный инвентарь для физического развития детей разного
возраста (мячи, обручи, гантели, флажки, ленты, скакалки, мешочки для метания и
другое).
Все оборудование соответствует СанПиН.
Методический кабинет
Методический кабинет - творческая педагогическая мастерская. Кабинет предназначен
для обеспечения практической, творческой работы педагогов, самообразования и совершенствования педагогического мастерства, а также для анализа и обобщения опыта работы накопленного в МДОАУ № 175. Методический кабинет оборудован всем необходимым (ноутбуком, МФУ, методической литературой и другим) для организации работы заместителя заведующего по воспитательно-образовательной и методической работе и педагогического персонала МДОАУ № 175.
В холе Учреждения размещены:
- информационные стенды для родителей (законных представителей) и папкапередвижка, содержащая информацию: копии правоустанавливающих документов, информацию о реализуемых в детском саду образовательной программе дошкольного образования, учебный план, календарный учебный график, тематические консультации, образцы документов для приема обучающихся (воспитанников) на обучение и другие материалы; На территории МДОАУ № 175 создана среда для осуществления образовательной деятельности, которая доступна для детей-инвалидов.
Библиотека
БИБЛИОТЕЧНЫЙ ФОНД
муниципального дошкольного образовательного
автономного учреждения «Детский сад № 175», укомплектованный печатными и электронными учебными изданиями, методическими и периодическими изданиями, в том числе изданиями для обучения и воспитания детей-инвалидов В соответствии с законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012г. № 273-ФЗ ст. 18 обеспечения реализации образовательной программы дошкольного образования МДОАУ № 175 в ДОО сформирована библиотека.
Библиотечный фонд укомплектован печатными, электронными учебными изданиями, методическими и периодическими изданиями, в том числе изданиями для обучения и воспитания детей-инвалидов по всем входящим в реализуемую образовательную программу дошкольного образования МДОАУ № 175
образовательным областям Печатные и электронные учебные издания, методические и периодические издания, в том числе издания для обучения и воспитания детей-инвалидов, используемые при реализации образовательной программы дошкольного образования МДОАУ № 175, отвечают требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и соответствуют содержанию образовательной программы дошкольного образования МДОАУ № 175. Библиотека расположена в методическом кабинете, оснащена оборудованием, обеспечивающим свободный доступ к сети «Интернет», работу с компьютером, принтером. Для педагогов МДОАУ № 175 обеспечен доступ к образовательным информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям. Деятельность библиотеки регламентируется нормативно-правовым актом «Порядок пользования библиотекой и информационными ресурсами, а также доступ к информационно-телекоммуникационным сетям и базами данных, учебным и
методическим материалам, материально-техническим средствам обеспечения образовательной деятельности».
Спортивные объекты
Информация об объектах спорта, в том числе приспособленных для детейинвалидов
№
1 Физкультурный зал расположен в отдельном помещении, предназначен для проведения утренней гимнастики, физкультурных занятий, физкультурных праздников и досугов. Оборудование соответствует требованиям ФГОС и СанПиН: имеются мягкие спортивные модули, раскладные маты и дорожки для
кувыркания, батуты, разнообразный спортивный инвентарь
2 Бассейн
Оборудован в соответствии с требованиями ФГОС и СанПиН, художественно оформлен. Для обеспечения безопасности имеется шест, спасательный круг, разделительные дорожки для ограждения мест плавания. Для эмоциональной насыщенности занятий имеются яркие круги, надувные игрушки, нарукавники, плавательные доски. Игры: «Баскетбол», «Поймай рыбку», «Кольцебросы».
3 Спортивная площадка на территории ДОО имеется:
- беговая дорожка;
- яма для прыжков;
- щиты для метания;
- бревна для ходьбы;
- площадки для игры в футбол, волейбол
4 Спортивные уголки в группах
- атрибуты для подвижных игр;
- нестандартное оборудование, изготовленное
руками родителей и педагогов;
- дорожки здоровья;
- массажные мячи;
- атрибуты для утренней гимнастики;
- оборудование для спортивных игр «Баскетбол», «Волейбол», теннис, бадминтон;
- мячи, обручи, скакалки;
- мягкие модули, дорожки для кувыркания
5 Спортивный уголок для ребенка-инвалида дорожки здоровья: дорожки разной степени мягкости, ребристые, коврики для профилактики плоскостопия
Средства обучения и воспитания
Информация о средствах обучения и воспитания обучающихся (воспитанников), в том числе приспособленных для детей-инвалидов Для осуществления образовательной деятельности с обучающимися (воспитанниками), в том числе и с детьми-инвалидами в МДОАУ № 175 используются различные средства обучения и воспитания. Согласно п.26.ст.2 ФЗ от 29.12.12 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ», к средствам обучения и воспитания относятся приборы,
оборудование, включая спортивное оборудование и инвентарь, инструменты (в т.ч. музыкальные), учебно-наглядные пособия, компьютеры, информационнокоммуникативные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы и иные материальные объекты, необходимые для организации образовательной деятельности. К печатным и
электронным образовательным и информационным ресурсам, согласно п.1, п.3 ст.18 ФЗ от 29.12.12 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» относится библиотечный фонд (печатные, наглядно-учебные издания, электронные учебные издания, методические издания, периодические издания).
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
В нашем саду созданы условия для детей инвалидов. Вход в здание обустроен пандусом.
Специальные условия питания
Информация о специальных условиях питания обучающихся (воспитанников), в том числе для детей-инвалидов
Питание в детском саду осуществляет ООО «КШП «Подросток». Имеется 10-
дневное меню, разработанные технологические карты, позволяющие выдерживать все требования приготовления разнообразных детских блюд. При организации питания соблюдаются возрастные физиологические нормы суточной потребности в основных пищевых веществах. Завтрак составляет 20% суточной калорийности, 2-ой завтрак – 5%, обед – 35%, полдник – 15%, ужин – 25%. Важно правильное распределение различных продуктов в течение суток. На протяжении года между завтраком и обедом дети получают соки, фрукты. В еженедельный рацион питания включены фрукты, овощи, мясо, рыба, творог. В организации питания ребенка дошкольного возраста, в том числе ребенка-инвалида, большое значение имеет соблюдение определенного режима, что обеспечивает лучшее сохранение аппетита. Выдача готовой пищи с пищеблока и прием пищи в группе осуществляется согласно режиму дня. Перед раздачей пищи в группе бракеражная комиссия снимает пробу. Ежедневно проверяется качество поставляемых продуктов, осуществляется контроль над сроками реализации и правильностью их хранения. В правильно организованном питании детей большое значение имеет создание благоприятной эмоциональной окружающей обстановки в группе. Группы обеспечены соответствующей посудой, удобными столами. Блюда подаются детям не слишком горячими, но и не холодными. Воспитатели приучают детей к чистоте и опрятности при приеме пищи. В детском саду организован питьевой режим, используется кипяченная питьевая вода. Помещение пищеблока Учреждения оборудовано в соответствии с СанПиН.
Специальные условия охраны здоровья
Информация о специальных условиях охраны здоровья обучающихся
(воспитанников), в том числе для детей-инвалидов
Медицинское обслуживание обучающихся (воспитанников) в том числе детей инвалидов МДОАУ № 175 осуществляется ГБУЗ «ГКБ № 5» г. Оренбурга
Медицинский кабинет лицензирован. В здании детского сада на 1-м этаже располагается медицинский блок, который состоит из медицинского кабинета,
процедурного, хлораторной. Кабинет оборудован в соответствии с СанПиН.
Максимально допустимый объем образовательной нагрузки соответствует СанПиН 2.4.1.3049-13 и представлен в учебном плане. Пропаганда и обучение навыкам здорового образа жизни обучающихся (воспитанников), в том числе детей-инвалидов осуществляется ежедневно в совместной деятельности педагога с детьми, другими детьми, в самостоятельной деятельности и при проведении режимных моментов, а также организуются «Дни здоровья». В дни весенних каникул проводится тематическая неделя здоровья. Организуется пропедевтическая работа с родителями (в рамках родительского всеобуча «Здоровьесбережение в семье»; консультации: «Ну, подумаешь, укол!», «В здоровом теле – здоровый дух»; работа с педагогами включает в себя проведение
семинара «Новые здоровьесберегающие технологии в ДОО», «Здоровье – всему голова».
В Учреждении созданы условия для занятия детьми физической культурой, в том числе для детей-инвалидов. Имеется футбольная и волейбольная площадки,
физкультурный зал, а также имеются физкультурные уголки и уголки здоровья в каждой группе. Прохождение диспансеризации обучающимися (воспитанниками), в том числе детьми-инвалидами. Учреждения отслеживается закрепленным медицинским работником, согласно
графика. Охват периодическим медицинским обследованием воспитанников составляет 100%. В целях соблюдения законодательства РФ о запрете курения на территории Учреждения, на каждом входе в здание, а также входе и въезде на территорию
МДОАУ № 175 установлены таблички о запрете курения.
В целях профилактики несчастных случаев проводятся первичный инструктаж при приеме на работу, плановый инструктаж (не реже 1 раза в 6 месяцев) по охране жизни и здоровья обучающихся (воспитанников), в том числе для детей-инвалидов. Профилактические меры по снижению заболеваемости у обучающихся (воспитанников), в том числе у детей-инвалидов:
соблюдение режим дня;
ежедневные прогулки;
снятие умственной усталости во время занятий (физкультминутки,
релаксационные паузы, массаж ушных раковин);
комплексы упражнений по профилактике нарушений зрения, плоскостопия, осанки;
наличие в групповых помещениях здоровьесберегающего оборудования (бактерицидные лампы);
дыхательная гимнастика;
С-витаминизация (имеются согласия родителей воспитанников проведение
С-витаминизации третьего блюда;
ежедневное употребление салатов из свежих овощей, фруктов, сока;
организация теплового и воздушного режима помещения;
утренняя гимнастика;
корригирующая гимнастика после дневного сна;
физкультурные занятия;
закаливание (ходьба босиком, обширное умывание, оптимальный
двигательный режим);
ходьба по массажным коврикам;
мероприятия на период повышенной заболеваемости гриппом и ОРВИ;
вакцинация по возрасту противогриппозной сывороткой.
С целью повышения педагогической культуры родителей, в МДОАУ № 175
регулярно проводятся консультации, индивидуальные беседы, кроме этого в
группах постоянно пополняется и обновляется наглядная информация для
родителей в уголке «Доктора Айболита».
Проведение санитарно-эпидемиологических мероприятий:
увеличение кратности дезинфекции поверхностей, наиболее часто
соприкасаемых руками и персонала;
использование кожного антисептика для обработки рук;
соблюдение принципа групповой изоляции;
усиленный утренний фильтр с целью выявления детей с признаками
инфекционного заболевания;
термометрия;
проведение инструктажей с сотрудниками о мерах личной гигиены и
общественной профилактики ЭВИ;
введение дезинфекционного режима с применением бактерицидных ламп и
рецикуляторов воздуха в помещениях;
проветривание помещений;
прогулки;
прием детей в детский сад со справкой.
Текущий контроль за состоянием здоровья обучающихся (воспитанников), в том числе детей-инвалидов осуществляется непосредственно медицинским работником, а также воспитателями в каждой возрастной группе: ведение патронажа, утренний фильтр, прием детей со справками после отсутствия в течении 5-ти рабочих дней, анализ заболеваемости, ежедневный мониторинг заболеваемости, наблюдение за контактными детьми при возникновении инфекционных заболеваний. Все педагогические работники Учреждения прошли курс обучения по программе «Оказание первой помощи».
Электронные образовательные ресурсы
Дети с ОВЗ небольшой и средней тяжести могут участвовать в образовательном процессе на общих основаниях. Приспособленные электронные образовательные ресурсы для использования детьми с ОВЗ в ДОУ отсутствуют
Специальные технические средства обучения
средства отсутствуют
Условия для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат
Общежитие и интернат на балансе МДОАУ № 175 отсутствуют